Эссе « Я – учитель»

 

                                  В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

                                  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                                              В.А. Сухомлинский

 

Зима. За окном самая настоящая вьюга.

В комнате тепло и уютно, весело потрескивают в печи дрова.

Какой контраст!

Открывается дверь, и к нам приходит наша соседка, Надежда Михайловна. Это моя учительница немецкого языка. Но подсматриваю за ней, слушаю, ловлю каждое слово, наблюдаю за каждым её движением, а сама вся дрожу… А на улице потом хвастаюсь друзьям, что у нас дома была учительница. Все замолкали и слушали, завидовали по-доброму…

Но это всё воспоминания из моего детства. Ещё тогда у меня зародилась мечта стать учителем. И вот почти тридцать лет, как я работаю в школе учителем русского языка и литературы.

Как никто другой, знаю, насколько важно привить в детях любовь к «живому слову» и научить понимать его «вековую мудрость». И неслучайно сегодня мне пришлось преподавать курс «Основы православной культуры».

Курс призван сформировать у школьника представление о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве.

Нравственное оздоровление общества – вот цель введения курса «Основы православной культуры».

На уроках ОПК ребята соприкасаются с историей христианской православной культуры, знакомятся с иконописью православного христианства, узнают о жизни святых. И моя задача воспитывать в детях:

üосознание своей национальной принадлежности;

üпонимание ценности семьи и общества;

üлюбовь к своему народу, своему краю и своей Родине;

üпонятие о добре и зле, правде и лжи;

üвидение красоты мира и внутренней красоты человека;

üкачества, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.

Новое время требует новых знаний. Учитель должен совершенствоваться, изучать инновационные технологии, чтобы идти в ногу со временем. Личность учителя всегда будет на первом месте, его умение владеть словом, умение увлечь за собой в мир прекрасного, умение быть профессионалом. Умение не только дать определённую сумму знаний, но, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни этого предмета. Я не приемлю определения «Мой урок. На моем уроке». Урок – это результат совместного творчества учителя и учеников. Наш урок! Урок, где интересно всем. Учитель не тот, кто стоит над учениками, а тот, кто вместе с ними. Размышляю дальше... А если такие слова-ассоциации подобрать для определения урока. Я думаю, на первом месте будут слова с морфемой СО - :сотворчество, сотрудничество, содружество, современный, сострадание. Ученики не прощают одного - фальши. Урок - это содружество учителя и учеников. Я дорожу доверием детей, ведь любая фальшь может глубоко ранить, разочаровать, она никогда не пройдет не замеченной ребятами.

Дети острее чувствуют дефицит внимания, доверия. И важно выслушать, дать возможность высказать свое мнение, пусть отличное от других. А как начинают светиться глаза детей, когда вместо критики они слышат похвалу за ответ на уроке, за выразительно рассказанное стихотворение, потому что для кого-то это настоящая победа. Победа, заставляющая поверить в себя, в свои силы. Это ощущение триумфа от победы в конкурсе, от написанного приятно меня удивившего сочинения, восторг от самостоятельно сделанного правильного вывода, от найденного ответа на вопрос.

Как помочь ребенку не потерять «искру Божию»? Почему это так важно на сегодняшний день?  Потому что человек,  лишенный творческого видения мира, тяжело переживает проблемы, стрессы. Творчество – это то, что определяет ценность любого человека. Именно от таких людей зависит прогресс общества. Требование времени – стать ярким, непохожим, знающим и самостоятельным. Развивать в нём творческое начало, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь, – вот к чему стремлюсь я. Сегодня каждому ребенку нужен наш теплый взгляд, ласковое слово, участие, забота о его самочувствии?! Именно сегодня!

И уроки православной культуры призваны прививать основы духовно-нравственной культуры нашим детям, сохранять наследие поколений , их ценности и святыни.

В. А. Сухомлинский правильно подметил, что главное в преподавании - воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т. д. Поэтому, я считаю, что наша главная задача – развивать в детях личность, готовую к жизни в современном мире; развивать систему ценностей, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.